8 июня 1940 года Ленинградскому электротехническому институту связи (сейчас — СПбГУТ) было присвоено имя профессора Михаила Александровича Бонч-Бруевича. В материале рассказываем о его важной роли в жизни института и о нём, как о профессиональном преподавателе.
Михаил Александрович Бонч-Бруевич — выдающийся учёный и педагог, посвятивший свою жизнь не только научным исследованиям, но и подготовке нового поколения инженеров.
С ранних лет Михаил Александрович был влюблён в науку, чему поспособствовали родители, разглядевшие в маленьком мальчике талант. Несмотря на скромный достаток, отец поддерживал увлечения сына, видя его неподдельный интерес к знаниям. Во дворе их семейного домика была обустроена настоящая лаборатория, где юный Михаил вместе с братьями проводил опыты, используя химикаты, приобретённые отцом в аптеке. Однако, кладом знаний для Михаила Александровича были книги и журналы, открывавшие ему мир таинственных лучей, волн и телеграфа.
В гимназические годы Михаил проявил серьёзное отношение к учёбе. Поступив в Николаевское инженерное училище, он встретил преподавателя физики В. К. Лебединского, который оказал значительное влияние на его становление как учёного и педагога. Прощаясь с Михаилом перед его отправкой на службу в Иркутск, Лебединский напутствовал его словами, ставшими пророческими: «Три года промелькнут быстро, набирайтесь опыта и знаний, а потом — в Петербург. Думаю, что Вам будет вполне по зубам Электротехническая школа». Так, талантливый радиоинженер последовал за своим учителем в неизведанную «страну радио».
В 1912 году Бонч-Бруевич вернулся в Ленинград: Электротехническая школа действительно покорилась его таланту. В этот период он написал свою первую научную работу, посвящённую искровому разряду, которая была отмечена премией Ф. Ф. Петрушевского. По рекомендации Лебединского Михаил Александрович был принят в члены Русского технического общества, что стало началом его плодотворной научной деятельности.
В 1918 году Михаил Александрович был переведён из Твери в Нижний Новгород, где проявил себя не только как талантливый инженер, но и как педагог. Он читал публичные лекции и преподавал в Нижегородском университете. Уже в 1921 году он был избран профессором кафедры радиотехники.
Бонч-Бруевичу приходилось совмещать преподавание с исследовательской работой, строительством и экспериментами, ведь радиостанций с лампами водяного охлаждения, разработанными им, в мире ещё не существовало.
Во время работы на Центральной радиостанции в Москве профессор М.В. Шулейкин привлёк Михаила Александровича к преподаванию в Московском высшем техническом училище (МГТУ им. Н. Э. Баумана), где он делился знаниями со студентами, ведь тогда занимался улучшением качества звука на радиостанции. Бонч-Бруевич смог внедрить курс теоретической радиотехники в вузовскую практику, уделяя большое внимание лабораторным занятиям и демонстрации физической сущности процессов.
В 1929 году после объединения Центральной и Нижегородской радиолабораторий Бонч-Бруевич возглавил объединённое учреждение. Однако, работа шла тяжело, и вскоре он принял решение вернуться к педагогической деятельности и в 1930 году начал преподавать в Ленинградском электротехническом институте связи (ныне СПбГУТ), где занимал должности профессора, заведующего кафедрой теоретической радиотехники, декана радиотехнического факультета и заместителя директора института по учебной части.
Последние годы жизни Михаил Александрович посвятил изучению сверхвысоких частот и разработке технических средств для их использования. Созданная им и его учениками лампа «многокамерный магнетрон» нашла широкое применение во время Второй Мировой войны.
Бонч-Бруевич подходил к педагогической деятельности с исключительным энтузиазмом. Разработанные им учебные программы отличались высоким уровнем и оставались актуальными на протяжении 20 лет. Его учебник «Основы радиотехники» (1936) и монография «Излучение и распространение радиоволн» (1934) стали настольными книгами для многих поколений советских инженеров, а в частности и для его сына — Алексея Михайловича Бонч-Бруевича, который стал известным физиком.
М. А. Бонч-Бруевич передавал свои методы и результаты своих исследований широкому кругу людей – ученикам, сотрудникам, последователям. Он смог создать свою научную школу, к которой принадлежат многие ведущие творческие работники из различных областей науки и техники.
Михаил Александрович всегда работал с неподдельным интересом, не считаясь со временем, отдавал любимому делу все силы, забывая об отдыхе и не щадя себя. Преподаватели, сотрудники и студенты нашего университета гордятся тем, что вуз носит имя этого замечательного учёного, педагога и наставника!