День российской почты — профессиональный праздник работников почтовой связи, отмечаемый в России ежегодно во второе воскресенье июля. Празднование Дня российской почты установлено указом президента Российской Федерации «О Дне российской почты» от 16 мая 1994 года № 944 в ознаменование той роли, которую российская почта сыграла в развитии российского государства.
Ещё в каменном веке люди научились передавать информацию своим соплеменникам дымом костров или ударами в сигнальный барабан. Позже появляются первые "почтальоны" - гонцы, которые передавали устные сообщения. Эти гонцы должны были заучить "письмо" со слов отправителя, а затем пересказать его наизусть адресату. Интересно, что память об этом до сих пор сохранилась в нашем языке. Мы гораздо чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано". Позже с гонцами или со случайными людьми, чаще всего с много путешествующими купцами, стали передавать письменные сообщения.
На Руси первое упоминание о гонцах, специально посланных с известиями, встречается в "Повести временных лет". Относится этот факт к 885 году, который и принято считать началом истории отечественной почты: "… В год 6393 (885). Послал Олег к радимичам, спрашивая: “Кому даете дань?”
Первым государственным шагом по упорядочению пересылки и передачи письменных известий на Руси стал «повоз», упоминания о котором появляются уже в 984 году. Повоз – особая повинность населения, проживающего вдоль дорог и рек, предоставлять безвозмездно лошадей, корм, повозки или лодки с гребцами по первому требованию княжеских гонцов.
Это право давали гонцам отличительные знаки — красные щиты — своеобразные подорожные грамоты того времени.
Есть в древних летописях сведения и о том, что направляемые через княжеских гонцов письменные сообщения соответствующим образом оформлялись. Грамоты с содержанием важных распоряжений великих князей скатывались в трубочку, зашивались в холщовый чехол и опечатывались восковой печатью. Вез эту упаковку гонец в специальном мешочке, спрятав за пазуху, или же в дорожной сумке-калите, прикрепленной к поясу. Если передаваемая с гонцом весть была настолько тайной и содержала такие важные государственные или военные сведения, что ее не решались излагать открыто, прибегали к шифровке текста. Одним из способов засекречивания текста документов служила тарабарская грамота — древнерусская тайнопись. Иногда для этой цели применялись и другие условные знаки.
Для частной переписки и личных записей на Руси использовалась березовая кора. На сегодняшний день в Новгороде найдено более 1000 берестяных грамот, находили грамоты и в других древнерусских городах.
Большая часть найденных грамот представляет собой частные письма, носящие деловой характер.
Текст второй половины XII в., который воспроизведен на открытке, представляет собой почтовый адрес: "Сыну Кринилы. У Федора Урокеева.. А живет во Славне.. "
На смену повозу в XIII веке пришла ямская гоньба. Появилась она в XIII веке и просуществовала до второй половины XIX в. Ямская гоньба напоминает конную эстафету. «Ямы» - дорожные станции, где меняли лошадей и останавливались на ночлег, - располагались примерно через 30-100 верст. Дороги стали государственной собственностью и назывались теперь ямскими. Местное население было обязано содержать их в порядке. В XVI в. для руководства ямской гоньбой создано государственное учреждение - Ямской приказ. Затем специальным правительственным указом была учреждена новая должность в государстве - начальник Ямского приказа. На этот пост дважды назначался князь Дмитрий Пожарский.
Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн (XVI в.) так писал о русской ямской службе: «Великий государь, князь московский, имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что, куда бы ни послал князь своего гонца, везде для него найдутся лошади. Гонец имеет право выбирать коня, который ему покажется лучшим. На каждом яму лошадей меняли; в свежих не было недостатка. Кто требовал 10 или 12, тому приводили 40 или 50. Усталых кидали по дороге и заменяли другими, которых брали в первом селе». Гонцов Герберштейн называл почтальонами, а саму гоньбу - почтой задолго до того, как эти слова появились в русском языке.
В Ямском приказе существовала «Поверстная книга», в которой перечислялись города Московского государства и расстояния между ними. Стоимость провоза зависела от дальности пути.
«Поверстная книга составлялась в виду специально административных целей: она сообщала точные сведения о тех расстояниях, на которые разные уездные города отстояли от Москвы или друг от друга и, следовательно, давала возможность дьякам и подъячим Ямского приказа определять количество прогонных денег, которые нужно было выдавать ямщикам» (Лаппо-Данилевский, А.С. Поверстная и Указная книги Ямского приказа. – СПб.: 1890. - http://imwerden.de/pdf/lappo-danilevsky_a_s_poverstnaya_i_ukaznaya_knigi_yamskogo_prikaza_1890_text.pdf)
Ямская гоньба была прогрессивным для своего времени явлением. Однако ее отличие от почты заключалось в том, что ямская гоньба могла быстро доставить одну важную депешу по конкретному адресу. Европейская же почта ходила более медленно, но регулярно, к её отправке можно было собрать большое количество писем и отправить каждое из них в строго определенное время в любую точку вдоль почтовой линии.
И вот 18 мая 1665 года между приказом Тайных дел (органом, который занимался вопросами, интересовавшими царя Алексея Михайловича лично) и голландцем Яном (Йоханом) ван Сведеном был заключен договор об организации регулярной почтовой связи с зарубежными странами. Ван Сведен обязался привозить в Тайный приказ «вестовые письма всякие Цесарской, Шпанской, Францужской, Польской, Свейской, Дацкой, Аглинской, Италианской, Галанской и Недерлянской земель…». В качестве вознаграждения ван Сведен получил однажды в подарок 500 рублей и 500 соболей, кроме того, ему полагалось ежегодное жалованье. Голландский предприниматель получил также право пересылать за границу грамотки иностранных купцов и плату за них оставлять себе.
Ван Сведен за короткий срок сумел наладить регулярные почтовые связи через Новгород и Псков с Ригой. Каждые две недели отправлялась по этому маршруту «государева почта».
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин – крупный политический деятель своего времени – придавал большое значение организации русской почты, утверждая, что «это великое государственное соединительное дело впредь к умножению всякого добра царству Московскому будет». Возглавляя Посольский приказ, Ордин-Нащокин находил время для разработки основ почтового дела в России. Он сам составил наказ – инструкцию для новой международной почтовой линии, проходящей через Ригу, которую поручил организовать в 1668 году своему помощнику Леонтию Марселиусу. В наказе перечислялись все обязанности Марселиуса как руководиеля русской почты и среди них – доставка из-за границы различных газет, служивших материалом для составления «Курантов» - первой русской рукописной газеты.
При учреждении Рижской почты была установлена сортировка писем по городам с заделкой их в особые мешки, сумы или меха. В местах назначения проверялись их целостность и наличие печатей.
Идея создания внутренней почтовой линии Москва – Архангельск также принадлежала Ордин-Нащокину.
Он придумал и форму для ямщиков, доставлявших «заморскую» почту: зеленый суконный кафтан с красным орлом на левом рукаве и почтовым рожком на правом. Вот такх ямщиков в народе и стали звать «почтарями».
В 1672 году воеводы и приказные люди Московского государства получили предписание отправлять всю свою деловую переписку по почте, а не с нарочными гонцами. Быстро увеличивалось число почтовых маршрутов. В 1698 году появилась сибирская почта: трижды за лето она отправлялась в Тобольск и далее, в Нерчинск и Якутск. Протяженность почтовых путей к концу XVII века составила не одну тысячу верст.
Андрей Андреевич Виниус (1641-1717) - русский государственный деятель эпохи Петра I, первый русский почтмейстер.
А.А. Виниус ввел для почтарей новую форму - белые сермяжные кафтаны с красными орлами на груди, учредил почтовые ящики из белой жести для отправки писем за границу, заключил новый почтовый договор с Ригой, а 10 декабря 1685 г. подписал соглашение об обмене почтой между Москвой и Вильно (Вильнюс). Является и организатором почты к берегам Белого моря - архангелогородской почты.
В течение 25 лет (с 1675 по 1701 гг.) управлял "немецкими", еще их называли "заморскими", почтами - Рижской, Виленской (Смоленской), Архангельской.
При Петре почта становится подлинно государственной службой. В 1712 г. Петр учредил почтамты в Москве, Петербурге, Риге, почтовые конторы в больших губернских городах. Введены должности почтмейстеров, организована военно-полевая почта (1716). Разрабатываются новые почтовые маршруты, приводятся в порядок государственные дороги. Вводится курьерская почта — для срочной доставки писем вне всякого графика.
В начале ХVIII века указами Петра Первого учреждены два почтовых тракта от Москвы до Архангельска и от Москвы до Воронежа. В это время были введены точные отметки на станциях о времени прихода почты. Подорожные стали выдаваться от имени государя. В 1711 году была установлена поверстная такса за почтовых лошадей по деньге за версту.
За нарушение расписания и вскрытие писем с почтарей строго взыскивается. Указ Петра I о сибирской почте гласит: «Велеть... отнюдь ничьей грамотки не распечатывать и не смотреть, чтоб всяк, заплатя достойную заплату, был обнадежен, что его грамотка в дом к нему войдет».
Учрежденный в 1713 году Сенат стал ведать почтой и ямской гоньбой.
В 1723 году при Петре Первом была отправлена первая почта по Балтийскому морю. В 1827 году началась регулярная отправка почты пароходом. Регулярное почтовое сообщение по рекам установлено в 1855 году.
В 1781 году для улучшения управления почтовым делом при коллегии иностранных дел создается Почтовый департамент, который вскоре выделяется в Главное почтовых дел правление во главе с директором почт, подчиненным непосредственно царю.
В том же году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами.
В 1782 году «немецкая» и ямская почты окончательно слиты в единую организацию. В результате этой реформы почтовые учреждения обрели четкую иерархическую структуру. Высшими органами были почтамты, им были подчинены губернские почтмейстеры, а губернским почтмейстерам — уездные. Низшей ступенью местного почтового управления стали почтовые станции.
В 1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, почта переходит в ведение Министерства внутренних дел. Вводится городская почта, появляются новые правила содержания почтовых станций, приводятся к единообразию почтовые операции, вырабатываются новые правила почтового делопроизводства, закрепленные в 1807 году специальной общей почтмейстерской инструкцией.
В 1820-х годах в России появились первые почтовые дилижансы.
В 1831 году вышло «Положение об учреждении вольных почт в России».
В 1833 году в Санкт-Петербурге открылась первая в России внутригородская почта, о чём 29 января 1833 было сообщено в «Санкт-Петербургских ведомостях». Город был поделён на 17 почтовых округов. Существовало 45 пунктов приёма писем. Корреспонденцию забирали 3 раза в день, доставляли на почтамт, сортировали и доставляли адресатам.
В 1840 году в Санкт-Петербурге открыто «отделение почтовых карет и брик». Лишь конкуренция со стороны железной дороги постепенно свела на нет перевозку пассажиров на почтовом транспорте.
В 1843 году был введён единый почтовый тариф на пересылку корреспонденции (кроме международной) независимо от расстояния, что позволило существенно упростить почтовую оплату и сбор корреспонденции. До конца 1840-х годов письма от населения принимали только в почтовых конторах. Позднее корреспонденцию стали принимать в мелочных лавках, а потом, после появления почтовых марок, и просто через почтовые ящики.
1 декабря 1848 в связи с введением штемпельных конвертов общегосударственного образца у Почтамта и городских почтовых отделений Петербурга, а также в других людных местах города появились специальные почтовые ящики зеленого цвета. Это были по сути первые уличные почтовые ящики в России. Образец такого ящика можно увидеть в Центральном музее связи имени А. С. Попова. Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Его высота — 58, ширина — 34, глубина — 32 сантиметра. На переднем скате, защищенном козырьком, изображен почтовый конверт с красной сургучной печатью.
К 1896 году число почтовых ящиков превысило 15,2 тыс. штук.
Первая русская почтовая марка достоинством 10 копеек — была выпущена в Петербурге 10 декабря 1857 года. Еще до конца года было продано 7757 таких марок. Они были без зубца и отделялись от листа с помощью ножниц. Гасились они простым перечеркиванием, затем был введен круглый календарный штемпель. Второй выпуск марок, уже с зубцами и разного достоинства – 10, 20, 30 копеек – состоялся в начале 1858 года.
Официальное всеобщее использование марок на всей территории России (кроме Кавказа, Закавказья и Сибири) началось 1 января 1858 года.
В 1874 году Российская империя в числе первых государств подписала Всемирную почтовую конвенцию и стала членом Всемирного почтового союза.
В 1878 году в российской почтовой системе стали применять начала, принятые единогласно на Парижском Всемирном почтовом конгрессе всеми европейскими правительствами.