Пахолков Георгий Александрович (1 апреля 1918 года, Тотьма, Вологодская губерния, РСФСР — 24 июня 1999 года, Санкт-Петербург) — советский учёный и конструктор в области автоматических систем управления и ближней радионавигации, заместитель директора по научной работе Всесоюзного научно-исследовательского института радиоаппаратуры Министерства радиопромышленности СССР. Профессор. Доктор технических наук.
В 1940 году окончил Ленинградский электротехнический техникум связи с отличием.
С 1939 года работал лаборантом в лаборатории передающих устройств, одновременно с 1940 года учился в Ленинградском электротехническом институте связи имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.
С ноября 1945 года работал в объединённом конструкторском бюро на авиазаводе № 278 (Ленинград): технолог, старший инженер. В сентябре 1947 года весь персонал ОКБ был переведён в НИИ-33 в Ленинграде (ныне - акционерное общество «Ордена Трудового Красного Знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры»). Там Г.А. Пахолков трудился на протяжении всей своей дальнейшей трудовой биографии: старший инженер, заместитель главного инженера, заместитель директора по научной работе. Быстро вышел в число ведущих советских специалистов и учёных в области ближней радионавигации. В 1960-1987 годах — Генеральный конструктор Единой Государственной системы автоматизированного управления воздушным движением, навигации и посадки самолётов «Полёт». С 1982 года - на пенсии.
Научная и конструкторская деятельность
Сначала работал над созданием ультракоротковолновых радиомаяков для оснащения аэродромов. В 1950-х годах под его руководством была создана комплексная радиомаячная система ближней навигации и посадки самолётов «Свод» (широко эксплуатировалась в СССР несколько десятков лет, а её военный вариант был принят на вооружение). Один из руководителей создания системы автоматизированного управления воздушным движением самолётов «Старт» (ею были оборудованы аэропорт «Пулково» в Ленинграде и ряд других).
Внёс большой вклад в решение задач повышения безопасности полётов самолётов в сложных метеоусловиях, в решение проблем обеспечения навигации. Работал и в области обороны страны, по этой причине учёный на длительное время был засекречен. Из ставших известными по публикациям в СМИ оборонных работ Г. А. Пахолкова можно выделить создание автоматизированной системы взлёта и посадки летательных аппаратов на авианесущие крейсера (первым оснащённым системой Пахолкова крейсером стал «Киев», вступивший в строй в 1975 году). Затем участвовал в работе над созданием специализированной аппаратуры для космических аппаратов, в том числе для проекта «Энергия-Буран».
При проектировании средств радионавигации Г.А. Пахолковым были решены крупные научные проблемы, связанные с выявлением и устранением влияния отражений электромагнитной энергии от местных предметов, повышением помехозащищенности и улучшением параметров радиомаяков посадки и ближней радионавигации. Им была разработана теория и реализованы радионавигационные устройства направленного принципа действия с использованием широкополосных сигналов. Особенно плодотворной оказалась идея комплексной обработки навигационной информации от различных источников на борту летательных аппаратов для систем ближней радионавигации и посадки. Бортовые навигационные комплексы и теперь используют этот принцип. Значительное место в работах Г.А. Пахолкова занимают вопросы взаимодействия навигационных датчиков и систем автоматического управления на борту летательного аппарата. Результаты этих работ были внедрены в практику полетов авиации в системы автоматического управления (САУ), позволившие стабилизировать летательный аппарат на траектории полета.
Много лет работал в Международной организации гражданской авиации (ИКАО), член Международной комиссии ИКАО по разработке стандартов единой системы посадки самолётов в международных аэропортах. Доктор технических наук (1971, кандидат технических наук с 1958 года). Профессор (1975). Много лет был председателем Учёного совета института, в котором работал. С 1966 года преподавал в Ленинградском электротехническом институте имени М.А. Бонч-Бруевича. Основатель научной школы по теории и практике автоматизации управления воздушным движением. Автор около 140 научных работ, нескольких монографий и учебных пособий, 62 изобретений.
Основные труды
Награды