КолледжНовостиГод педагога и наставникаГод педагога и наставника: Лев Семенович Выготский

Год педагога и наставника: Лев Семенович Выготский

1 июня 2023

В День защиты детей и в Год педагога и наставника мы вспоминаем еще одного отечественного ученого, связавшего две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.

Лев Семенович Выготский (17.11.1896 – 11.06.1934) – советский психолог, исследователь особенностей детского развития, основоположник коррекционной педагогики, социальной психологии и психолингвистики.

Лев Семенович родился в городе Орше, в семье преуспевающего финансиста. Вскоре после его рождения семья переехала в Гомель, где отец Выготского открыл первую публичную библиотеку. Лев получил отличное образование: до 6-го класса воспитывался на семейном обучении, затем поступил в мужскую гимназию, где изучал древние и иностранные языки с частными учителями. Поступил в Московский университет на медицинский факультет, но вскоре перевелся на юридический. Через пару лет бросил и его, закончив учебу на историко-философском факультете Московского университета имени Шанявского.

После Выготский вернулся в Гомель, преподавал литературу в школах и на различных курсах, давал частные уроки, публиковал критические и литературоведческие статьи. Устроившись преподавателем филологии в педагогический техникум, он по собственной инициативе открыл там психологический кабинет для консультаций. Там начались его психолого-педагогические исследования. 

Молодого ученого заметили и в 1924 году пригласили работать в новый Московский экспериментальный институт психологии. Вернувшись в Москву, Выготский познакомился с будущим основоположником нейропсихологии Александром Лурией, филологами Виктором Шкловским и Романом Якобсоном, поэтом Осипом Мандельштамом и режиссером Сергеем Эйзенштейном. Вокруг Выготского и Лурии быстро сформировался круг единомышленников – молодых психологов, педагогов, неврологов и физиологов. Позже их назовут культурно-исторической школой, которая определит развитие всей советской психологии.

Выготский в равной степени интересовался физиологией, психологией и культурой. Например, в его литературоведческих работах художественные произведения рассматриваются как живые существа со своей анатомией и особенностями развития.

Многие свои идеи Выготский с коллегами старался воплотить в своей экспериментальной Единой трудовой школе. Это была первая школа, где работали кабинеты психологической поддержки, учителя ценили творческий подход, а не умение зубрить, а классы формировались по принципу психологического возраста детей.

Этот проект был в чем-то успешен, в чем-то нет. Но благодаря ему возникла идея личностного, а не системного образования. В нем школа рассматривалась не как «кузница кадров», а как пространство для свободного разностороннего развития.

С 1929 года и до смерти Выготский работал научным руководителем психологической лаборатории в Экспериментальном дефектологическом институте. Он разработал теорию, на которой основаны все современные коррекционные практики.

Лев Выготский умер в возрасте 37 лет от туберкулеза, но за недолгую жизнь успел совершить ряд открытий, которые перевернули представление о педагогике и детской психологии.

ВКЛАД В НАУКУ

В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, Лев Выготский пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и, обязательно, на психологическую науку.

Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, нет конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.

ОТКРЫТИЯ ЛЬВА ВЫГОТСКОГО

«Зона ближайшего развития»

Обучать – еще не значит развивать. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития, то есть на задачи, которые ребенок пока не может решить сам, но уже очень скоро сможет, а пока ему требуется лишь небольшая помощь взрослого.

Границы зоны ближайшего развития у каждого ребенка свои. Задача педагога – определить эти границы для каждого ребенка и планомерно учить его тому, чему он способен научиться.

«Воспитание и обучение неразделимы»

Личность – это не врожденное, а социальное понятие, она формируется в результате культурного развития человека. Учась читать и писать, дети учатся мыслить. Взаимодействуя с другими детьми и взрослыми, ребенок совершенствуется в коммуникации, эмпатии и становится личностью.

«Атмосфера сотрудничества»

Чтобы ребенок научился уважать других, нужно относиться к нему с уважением. Воспитать ответственность в ребенке можно, если поручать ему ответственные задачи. Поэтому учителя и воспитатели должны сотрудничать с детьми, а не повелевать ими. Направлять и регулировать их деятельность, а не следить за неукоснительным соблюдением требований.

«Коррекционная педагогика»

В середине 1920-х годов Лев Семенович заинтересовался коррекционной педагогикой — фактически он открыл это направление: впервые заговорил о том, что детей с особенностями в развитии можно и нужно социализировать.

«СЕКРЕТЫ» ВОСПИТАНИЯ

  • Достоинства есть у всех детей
  • Ребенку можно уступить, чтобы в конечном итоге взять верх
  • Давайте ребенку почувствовать себя важным и уважаемым
  • Можно превратить слабые стороны ребенка в сильные
  • Капризы – не прихоть, а проявления проблем
  • За игрой можно всему научиться
  • Маленькие дети не умеют обманывать, они учатся этому у нас
  • Позднее развитие так же плохо, как и раннее

Публикации в Год педагога и наставника: Константин Дмитриевич УшинскийАнтон Семенович МакаренкоЛев Николаевич ТолстойРафаэль Антонович Аваков.

Год педагога и наставника: Лев Семенович Выготский
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
0
Поделиться:
Другие новости
Поступаем в «Бонч»! 20 июня – старт приёма документов в СПбГУТ 20 июня Поступаем в «Бонч»! 20 июня – старт приёма документов в СПбГУТ 12 июня – День России 11 июня 12 июня – День России Колледжи телекоммуникаций в Санкт-Петербурге и Архангельске – в топе «Профессионалов» 11 июня Колледжи телекоммуникаций в Санкт-Петербурге и Архангельске – в топе «Профессионалов» Режим работы в июньские праздники 7 июня Режим работы в июньские праздники 6 июня – День русского языка 6 июня 6 июня – День русского языка В СПбГУТ наградили лучших выпускников 2024 года 5 июня В СПбГУТ наградили лучших выпускников 2024 года Спартакиада работников СПбГУТ завершена: заплыв за медалями 5 июня Спартакиада работников СПбГУТ завершена: заплыв за медалями 5 июня – День эколога 5 июня 5 июня – День эколога Труд крут! СПбГУТ представит серию интервью с героями студенческих отрядов 4 июня Труд крут! СПбГУТ представит серию интервью с героями студенческих отрядов «Бончевцы» – молодцы! Подведены итоги Спартакиады студентов СПбГУТ 4 июня «Бончевцы» – молодцы! Подведены итоги Спартакиады студентов СПбГУТ Команда СПбГУТ – серебряный призёр региональных киберучений 4 июня Команда СПбГУТ – серебряный призёр региональных киберучений Итоги заседания ученого совета 3 июня Итоги заседания ученого совета Спартакиада работников СПбГУТ: успехи в боулинге 30 мая Спартакиада работников СПбГУТ: успехи в боулинге СПбГУТ принял участие в рабочей встрече грантополучателей «Движения первых» 30 мая СПбГУТ принял участие в рабочей встрече грантополучателей «Движения первых» Опубликован первый том сборника научных статей «АПИНО 2024» 30 мая Опубликован первый том сборника научных статей «АПИНО 2024» Спартакиада студентов СПбГУТ: итоги соревнований по мини-футболу 29 мая Спартакиада студентов СПбГУТ: итоги соревнований по мини-футболу Очередное заседание ученого совета 28 мая Очередное заседание ученого совета «Труд – крут!»: Студотряды СПбГУТ открыли трудовой сезон 28 мая «Труд – крут!»: Студотряды СПбГУТ открыли трудовой сезон В СПбГУТ начинает работу конференция «Студенческая весна – 2024» 28 мая В СПбГУТ начинает работу конференция «Студенческая весна – 2024» Студенты СПбКТ отметили День рожденья города 28 мая Студенты СПбКТ отметили День рожденья города