В День защиты детей и в Год педагога и наставника мы вспоминаем еще одного отечественного ученого, связавшего две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.
Лев Семенович Выготский (17.11.1896 – 11.06.1934) – советский психолог, исследователь особенностей детского развития, основоположник коррекционной педагогики, социальной психологии и психолингвистики.
Лев Семенович родился в городе Орше, в семье преуспевающего финансиста. Вскоре после его рождения семья переехала в Гомель, где отец Выготского открыл первую публичную библиотеку. Лев получил отличное образование: до 6-го класса воспитывался на семейном обучении, затем поступил в мужскую гимназию, где изучал древние и иностранные языки с частными учителями. Поступил в Московский университет на медицинский факультет, но вскоре перевелся на юридический. Через пару лет бросил и его, закончив учебу на историко-философском факультете Московского университета имени Шанявского.
После Выготский вернулся в Гомель, преподавал литературу в школах и на различных курсах, давал частные уроки, публиковал критические и литературоведческие статьи. Устроившись преподавателем филологии в педагогический техникум, он по собственной инициативе открыл там психологический кабинет для консультаций. Там начались его психолого-педагогические исследования.
Молодого ученого заметили и в 1924 году пригласили работать в новый Московский экспериментальный институт психологии. Вернувшись в Москву, Выготский познакомился с будущим основоположником нейропсихологии Александром Лурией, филологами Виктором Шкловским и Романом Якобсоном, поэтом Осипом Мандельштамом и режиссером Сергеем Эйзенштейном. Вокруг Выготского и Лурии быстро сформировался круг единомышленников – молодых психологов, педагогов, неврологов и физиологов. Позже их назовут культурно-исторической школой, которая определит развитие всей советской психологии.
Выготский в равной степени интересовался физиологией, психологией и культурой. Например, в его литературоведческих работах художественные произведения рассматриваются как живые существа со своей анатомией и особенностями развития.
Многие свои идеи Выготский с коллегами старался воплотить в своей экспериментальной Единой трудовой школе. Это была первая школа, где работали кабинеты психологической поддержки, учителя ценили творческий подход, а не умение зубрить, а классы формировались по принципу психологического возраста детей.
Этот проект был в чем-то успешен, в чем-то нет. Но благодаря ему возникла идея личностного, а не системного образования. В нем школа рассматривалась не как «кузница кадров», а как пространство для свободного разностороннего развития.
С 1929 года и до смерти Выготский работал научным руководителем психологической лаборатории в Экспериментальном дефектологическом институте. Он разработал теорию, на которой основаны все современные коррекционные практики.
Лев Выготский умер в возрасте 37 лет от туберкулеза, но за недолгую жизнь успел совершить ряд открытий, которые перевернули представление о педагогике и детской психологии.
ВКЛАД В НАУКУ
В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, Лев Выготский пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и, обязательно, на психологическую науку.
Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, нет конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.
ОТКРЫТИЯ ЛЬВА ВЫГОТСКОГО
«Зона ближайшего развития»
Обучать – еще не значит развивать. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития, то есть на задачи, которые ребенок пока не может решить сам, но уже очень скоро сможет, а пока ему требуется лишь небольшая помощь взрослого.
Границы зоны ближайшего развития у каждого ребенка свои. Задача педагога – определить эти границы для каждого ребенка и планомерно учить его тому, чему он способен научиться.
«Воспитание и обучение неразделимы»
Личность – это не врожденное, а социальное понятие, она формируется в результате культурного развития человека. Учась читать и писать, дети учатся мыслить. Взаимодействуя с другими детьми и взрослыми, ребенок совершенствуется в коммуникации, эмпатии и становится личностью.
«Атмосфера сотрудничества»
Чтобы ребенок научился уважать других, нужно относиться к нему с уважением. Воспитать ответственность в ребенке можно, если поручать ему ответственные задачи. Поэтому учителя и воспитатели должны сотрудничать с детьми, а не повелевать ими. Направлять и регулировать их деятельность, а не следить за неукоснительным соблюдением требований.
«Коррекционная педагогика»
В середине 1920-х годов Лев Семенович заинтересовался коррекционной педагогикой — фактически он открыл это направление: впервые заговорил о том, что детей с особенностями в развитии можно и нужно социализировать.
«СЕКРЕТЫ» ВОСПИТАНИЯ
Публикации в Год педагога и наставника: Константин Дмитриевич Ушинский, Антон Семенович Макаренко, Лев Николаевич Толстой, Рафаэль Антонович Аваков.