18 января –
Почти 900 дней и ночей, с сентября 1941 года по январь 1944 года, длился самый трудный период в жизни Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Блокадная зима 1941–1942 годов была самой тяжелой и трагической в истории города. Каждый день от голода, холода и бомбежек умирало более 4 тысяч человек. Единственный путь, по которому могли доставлять еду, товары и вывозить раненных, женщин, стариков и детей, назывался «Дорога жизни». Это была транспортная магистраль через Ладожское озеро, связывавшая блокадный Ленинград со страной.
«Дорога жизни» продолжила действовать и зимой 1942–1943 годов. В это время она использовалась не только для обеспечения города, но и при подготовке наступления для прорыва блокады Ленинграда.
В течение 1942 года Красная армия дважды предпринимала попытки деблокировать город, но неудачно. В конце года был утвержден новый план освобождения Ленинграда. И. В. Сталин предложил название операции – «Искра», объяснив это тем, что все попытки прорвать блокаду закончились неудачей, а теперь из этой «искры» должно возгореться «пламя».
Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов – Ленинградского с запада и Волховского с востока – разгромить группировку немецко-фашистских войск, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. А. Говорову и генералу армии К. А. Мерецкову. Координировали взаимодействие представители Ставки – генерал армии Г. К. Жуков и маршал К. Е. Ворошилов.
Наступление началось 12 января: ночью советские бомбардировщики нанесли массированный удар по позициям противника. До 17 января длились затяжные ожесточенные бои. Уже к 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов, наступавшие на город с двух сторон, соединились в районе Рабочих поселков №1 и 5. Немного позже в этот же день от противника было очищено все южное побережье Ладожского озера, а также освобожден Шлиссельбург.
Пробитый вдоль берега коридор дал возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледовую переправу – «Дорогу жизни». За семнадцать суток по южному берегу Ладожского озера были проложены 33 километра железной дороги, названной «Дорога победы». 6 февраля по новой дороге в Ленинград отправились первые поезда.
С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всем Ленинградском фронте. Полностью блокадное кольцо было снято спустя год – 27 января 1944 г. Этот день является Днем воинской славы России.
День прорыва блокады навсегда вошел в историю как пример великой стойкости и патриотизма российского народа.
СПбГУТ бережет память о тех страшных событиях и о людях, которые героически защищали наш город. Два года назад с помощью сотрудников университета, живших в блокадном Ленинграде, был издан сборник «Все воплотила участь Ленинграда», в котором собраны их воспоминания о блокаде.
Сегодня в Центральном музее связи имени А. С. Попова открывается выставка «Радио блокадного Ленинграда». Посетителям расскажут, как в блокадном городе была организована работа радио, сыгравшего огромную роль в обеспечении выживания города и поддержании душевных сил горожан.
Гости увидят радиоприемники и громкоговорители военной поры, технические средства, которыми пользовались радиожурналисты для подготовки радиопередач и дикторы при выходе в эфир.
Выставка продлится до 31 января во втором атриуме музея.