Указом Президента Российской Федерации 2023 год объявлен Годом педагога и наставника с целью признания особого статуса представителей профессии. В течение года в России будет проводиться ряд тематических мероприятий, направленных на повышение престижа профессии педагога.
СПбГУТ не остался в стороне от этого события – запланированы выпуски новостных материалов о педагогах прошлого и настоящего, посвященные юбилейным датам.
Сегодня вспоминаем Константина Дмитриевича Ушинского, который полностью изменил отечественную педагогическую практику и основал новую науку, ранее неизвестную в России. Именно он одним из первых сказал о роли воспитания и наставничества в профессии учителя.
К. Д. Ушинский родился в Туле 2 марта 1823 года. В 1844 году с отличием окончил юридический факультет Московского университета, а с 1846 года был профессором камеральных наук Ярославского Демидовского лицея. Константин Дмитриевич пользовался необычайной популярностью среди лицеистов, но в 1849 году его уволили «за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея».
С 1859 года он работал инспектором классов Смольного института. Ему удалось в корне изменить там преподавание. Девочек начали обучать естественным наукам, а также был открыт дополнительный старший класс, в котором могли остаться выпускницы, желавшие получить профессию домашней учительницы. Константин Дмитриевич требовал от преподавательского состава следовать его указаниям и принципам, чем вызывал недовольство. Жалобы и доносы заставили реформатора уйти после трех лет борьбы с ханжеской моралью и подавлением индивидуальности, царившими тогда в Смольном институте.
К педагогической практике Ушинский больше не вернется, но зато напишет первые массовые учебники по начальному обучению – «Родное слово» и «Детский мир. Хрестоматия».
Известен Ушинский не только как педагог, но и как журналист и писатель. С 1860 он редактировал Журнал Министерства народного просвещения, превратив его из сборника распоряжений в живой, популярный, педагогический журнал.
Он был автором не только многочисленных научных трудов, но и произведений для детей – «Два плуга», «Ветер и солнце», «Жалобы зайки», «Лиса и козел», «Плутишка кот». Несмотря на простоту написания, его рассказы и сказки несли очень поучительный смысл. Например, сказка «Как аукнется, так и откликнется» раскрывает важную народную мудрость: «Люди будут относиться к тебе так же, как ты относишься к ним». В этом произведении автор порицает хитрость, жадность и алчность.
К. Д. Ушинский внес существенный вклад в демократизацию образования в России. В основе его антропологического подхода лежали две установки:
рассматривать все стороны психики в целостно-личностном, а не узкофункциональном плане;
трактовать человека не как биологический организм, а как предмет воспитания, в ходе которого все функции человека претерпевают качественные изменения, в том числе он сам из объекта становится субъектом своего воспитания.
Труды Константина Ушинского, посвященные воспитанию и обучению человека, а также формированию его нравственных убеждений как личности, оказали фундаментальное влияние на развитие отечественной школы и педагогической мысли в России и мире.